Жизнь
вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали –
едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что,
нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в
жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и
получить тепленькое место работы.
Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со
своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме
есть телевизор и компьютер – подключившись к Интернету, можно
общаться молча. Отечественная система образования постепенно
превратила все предметы в письменные. Иногда и писать не надо –
достаточно обвести кружком номер правильного ответа. Все
целесообразно и действенно. А поговорить?..
Мы
отдаем детей в школу в шестилетнем возрасте, едва задумываясь о том, а
готов ли маленький ребенок к такому непростому и очень продолжительному
этапу своей жизни. Готов ли он морально сидеть на уроках или находиться
в большом коллективе? Умеет ли читать или красиво выводить буквы? И,
самое главное, кто и когда должен научить его этому, если в детском
саду он только спит и ест…
Мама, родившая второго ребенка, безотчетно "записывает" старшего во
Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и
Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто
больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды
хоть немного "облегчить" себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной
психологической ловушки - противопоставить "хорошего" маленького
"плохому" старшему. Свойство человеческой психики делить
мир на черное-белое. Однако плохое-хорошее играет в данном случае
против самих родителей. В итоге начинаются сомнения: любит ли она
своего старшего так же, как младшего, да любит ли старшего вообще...
Перестаньте подозревать себя и старшего ребенка в чем-то плохом,
откажитесь от противопоставлений, сравнений. Сосредоточьтесь на
правильном распределении времени между двумя отпрысками, каждому из
которых нужны внимание и забота.
Мы неоднократно говорили, что готовность к школе - это многогранное
понятие и включает в себя следующие аспекты готовности ребенка к
обучению: интеллектуальная готовность, волевая готовность, мотивационная (личностная) готовность. И сегодня мы поговорим подробнее об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии
Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью
относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия.
Мы задали нескольким заслуженным педагогам вопрос: «Изменились ли
дети за последние 10 лет?» Все респонденты отметили большие изменения в
детях в отрицательную сторону. Считают, что дети в полной мере отражают
изменения в обществе. Некоторые обеспокоены этим фактом, некоторые
удивлены, некоторые считают этот процесс неумолимым.
Совсем скоро начнутся
летние каникулы и многие родители задаются вопросом: стоит ли
отправлять ребенка в летний лагерь и если да, то что необходимо помнить
и знать в процессе поиска и выбора лагеря. Об этом мы и поговорим
сегодня.