Мы
отдаем детей в школу в шестилетнем возрасте, едва задумываясь о том, а
готов ли маленький ребенок к такому непростому и очень продолжительному
этапу своей жизни. Готов ли он морально сидеть на уроках или находиться
в большом коллективе? Умеет ли читать или красиво выводить буквы? И,
самое главное, кто и когда должен научить его этому, если в детском
саду он только спит и ест… Учат в школе, учат в школе…
Давайте
посмотрим правде в глаза – современная система дошкольного образования
оставляет желать лучшего. Воспитатели детских садов не горят желанием
заниматься с детьми чем-то, выходящим за рамки минимальной садиковой
программы – их не стимулирует заработная плата, а у многих и прочего
интереса к работе нет. Приходится доплачивать, еще и уговаривать, чтобы
ребенку уделили внимание. Для примера: в утвержденную государственную
программу обучения счету ребенка 4-5 лет в течение года (!) входит
умение считать до… пяти. Тогда как дети, которыми интересуются родители
и преподаватели, в этом возрасте легко считают как минимум до ста,
причем с любой цифры и в любую сторону!
Занимательно то, что
сегодня детей отправляют в школу в шесть лет. И требования к ним при
этом предъявляют совершенно недетские: устный счет, чтение, умение
писать, решать задачки, иногда даже знание иностранных языков. Этому не
учат в детских садиках, но это оказывается необходимым, чтобы попасть в
школу! Когда начинается период записи в лицеи, гимназии и обычные
учреждения среднего образования, только и слышишь от друзей и знакомых:
и мой не прошёл, и мой… Школы переполнены, и собеседование проходят
только самые подготовленные дети. Мало кого интересует, готов ли малыш
психологически, даже если он умеет считать, читать и писать. Не слишком
ли рано идти в школу, где предстоит учиться целых двенадцать лет…
Кто
должен заниматься подготовкой ребенка к школе? По идее, специалисты по
дошкольному образованию. Но, как мы уже заметили выше, их необходимо
дополнительно мотивировать к этому. А ответственность за собственного
ребенка в первую очередь несут родители. Да, именно вы, занятые на
работе, не имеющие возможности (а иногда, положа руку на сердце, и
желания) напрягаться в редкие свободные часы тем, чтобы позаниматься с
собственным чадом задачками или выведением буквочек в прописях.
Будущее ребенка – в ваших руках
Большинство
родителей, даже сумев выкроить время и возможность для того, чтобы
уделить внимание своему отпрыску, в первое время совершенно теряются.
Информации множество. Интернет пестрит различными методиками,
литературные источники противоречат друг другу и сами себе, одни
специалисты утверждают, что подготовка должна вестись на самом
серьезном уровне, другие – что не стоит нагружать малыша раньше
времени. Какую методику выбрать? На что ориентироваться? Глаза
разбегаются.
Выход, скорее всего, в том, чтобы увязать воедино
дошкольную и школьную программы обучения. Ведь если в требования для
поступления в первый класс входит умение считать более, чем до пяти –
необходимо научить этому ребенка. Поставить его маленькую и неуклюжую
еще ручку для красивого письма. Объяснить секреты решения банальных
задачек. Вместе читать – как минимум по слогам. Учить стихи и
запоминать прочитанный или услышанный материал. Это не так сложно, как
кажется, и вполне по силам каждому родителю. Достаточно только
поинтересоваться и собрать оптимальную информацию для того, чтобы
помочь ребенку подготовиться к школе. Все мы когда-то обучались, и
должны помнить, как это происходит. А уж к собственному чаду тем более
необходимо искать подход, прививать ему живой интерес к учебе,
усидчивость и стремление к знаниям. Хотя бы потому, что будущее ребенка
во многом зависит от того, насколько ответственно вы подойдете к
вопросу его образования. И никто не сделает этого за вас!
Ирина Шендер |