Мы задали нескольким заслуженным педагогам вопрос: «Изменились ли
дети за последние 10 лет?» Все респонденты отметили большие изменения в
детях в отрицательную сторону. Считают, что дети в полной мере отражают
изменения в обществе. Некоторые обеспокоены этим фактом, некоторые
удивлены, некоторые считают этот процесс неумолимым.
Вера Тюменцева, учитель высшей категории, 50 лет стажа, преподает в начальных классах:
-
Я уже учу не одно поколение детей в нашей школе, но от того, что
сегодня вытворяют первоклассники я просто в шоке! Уже в этом возрасте
начинают курить и не только мальчики, а и девочки. Подбивают друг
друга, чтобы выставить кого-нибудь изгоем, - для деревенских детей это
необычное поведение.
- Целые драмы завязываются, как у взрослых
людей. В классе один мальчик дружит с девочкой, так другая из зависти
строит интриги: попросит карандаш у мальчика, тот даст, а потом она
всем говорит, что он и ее любит потому, что карандаш дает. Другая
начинает выяснять, ссорится.
- Дети приходят слабые, не
подготовленные, ничего не умеют. Десять лет назад также приходили такие
дети, но была уверенность хотя бы за то, что я смогу даже самых
отстающих научить писать и читать. Конечно, мне приходится с ними
дополнительное время заниматься, которое никто не оплачивает. Но мне их
жалко, ведь могут остаться безграмотными. Сейчас у меня такой
уверенности нет. Все больше приходит детей, которые не в состоянии
научится даже этому.
Наталья Максимова, учитель высшей категории, больше 25 лет работы в школе, преподает английский язык:
-
Среди детей большая градация, есть часть детей, которые к чему-то
стремятся и дети которым уже ничего не надо. Раньше не была особо
заметна такая градация, большинство учились нормально. Были слабые, но
их было мало, и они отличались только плохой учебой, а сейчас и учебой
и поведением.
- Стало намного труднее работать, дети сейчас не
приучены трудится. Хотят получить все сразу, быстро и не прилагая
усилий. Если не получают ожидаемого, то начинают вымогать. Способы для
этого разные выбирают: либо уроки срывают, либо доводят учителей, либо
говорят: «Вы не имеете права, я запишу на телефон все, что вы говорите,
и буду жаловаться».
Оксана Торбеева, учитель первой категории, 20 лет стажа:
-
И раньше были в классе дети, которые совершали плохие поступки. Но
сейчас это приобрело массовый характер. Дети четвертого класса уже
попадаются на крупном воровстве. Могут украсть у учителя деньги, причем
в больших суммах. Для этого готовы даже залезть в сумку или стол
учителя.
- Вымогают деньги у детей послабее. Если те не дают, то
они могут побить ребенка всей толпой. Курят не только сами, но и
заставляют других. А если тот не станет этого делать, то будут его
обсмеивать: ты не пацан. Прогуливают не только день - два, а и
неделями. Родители чаще об этом даже не знают. Ребенок приходит с мамой
в школу, и как только мама уходит на работу, он тоже идет на прогулку
до конца уроков.
- В полных семьях, где родители работают и
заботятся об образовании своих детей, их дети могут в школе вести себя
не плохо и учиться хорошо, но они не могут противостоять пагубному
влиянию других детей. Поэтому за пределами школы они также участвуют в
плохих делах, иначе их будут презирать.
- Сейчас у меня в
четвертом классе только половина детей учиться целеустремленно. Многие
дети приходят в первый класс ни к чему не готовые.
- Уже в
начальных классах проявляют полное неуважение к взрослым и даже
учителям. Если меня они слушаются, то на уроках других учителей
вытворяют, что хотят. Могут даже посреди урока встать и подраться.
-
Сложно стало не только с детьми, но и с их родителями, которые готовы
оправдать любой неблаговидный поступок своих чад и идти у них на
поводу. Когда я в первом классе говорила некоторым родителям о
проблемах их детей, они оправдывали это тем, что они еще маленькие. А
теперь не знают, как с ними справится, время упущено.
Валерий
Орешко, учитель высший категории, преподает физкультуру, его питомцы
занимают частенько по области первые места в различных видах
соревнований:
- Вообще невыносимо работать. Сегодняшним
школьникам нравится просто носиться, бегать, а усиления проявлять им не
нравится. Не привыкли ни о чем думать, не считаются ни с кем и ни с чем.
-
Например, говорю им: не залезайте на турник, не слушаются. Пока
отвлечешься, он падает с турника. В результате - травмы, операция. А
кто виноват в итоге остается? Педагог.
- Во время игры, да и в
коридорах школы они откровенно и постоянно матерятся. И учителя уже
перестали делать замечания. Просто делают вид, что не замечают.
Елена, тренер, ведет секцию по футболу в ДОСААФ:
-
Конечно, изменились. Они стали просто невменяемые! Я не могу с ними
проводить полноценные занятия. Они хотят только играть, гонять мяч по
полю. Если провожу упражнения, как, например, отработка приемов
передачи мяча, то им становится скучно, и они перестают ходить, бросают
секцию. А мне надо все-таки сохранить посещаемость.
Один из респондентов сказала в конце своего рассказа:
-
«Работаю, как в зоне». Приходится все время держать детей в напряжении,
чтобы они не успевали отвлекаться, терять интерес, придумывать шалости.
Пока они маленькие их можно удержать в руках при сильной воле, поэтому
и дают еще результаты в учебе. Но что с ними будет, когда подрастут?
Каково придется тем, кто будет рядом с ними? А ведь это будущее страны.