Каждый десятый здоровый
школьник при смене погоды просыпается с головной болью, в течение дня быстро
устает, нервничает, ссорится
с родителями и друзьями. Это происходит из-за сбоя адаптационных реакций
организма, когда нарушаются различные жизненно важные процессы.
«Этого не надену!» –
психолог помогает родителям справиться с такой ситуацией.
Мы выбираем для
своего малыша самую лучшую одежду: удобную, красивую, гигиеничную, – и вдруг:
«Этого не надену!». Как же так, ведь подобные капризы свойственны подросткам, а
наш-то еще совсем маленький?
Ребенок вернулся из садика или школы и как-то
подозрительно часто начал почесывать голову. Любопытная мама заглядывает в
прядки, а там, батюшки, целый зоопарк, но отнюдь невеселый – кроха подцепил
педикулез.
Наверное,
трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на
литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную
речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его
употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? И как
быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению
ненормативной лексики?
С
ранних лет мы растем в сознании, что большое всегда важнее маленького.
Ребенок радуется, услышав, как он подрос за лето, его манят высокие
горки на детской площадке, на качелях обязательно хочется долететь до
верхушек деревьев, он торопиться доесть свой завтрак, чтобы стать
большим как папа. Он восхищается и уважает этот большой мир, и знает,
что всякий раз, когда мир не хочет быть с ним заодно, ему придется
уступить. Но однажды терпение наших маленьких мудрецов иссекает, и
изящный кулачок решительно поражает взрослого противника.
Подростковый возраст психологи называют «время бури и натиска». Так --
во всем мире. Но у нас на это накладываются особенности переходного
общества.
В советское время у молодых людей были определенные образцы поведения:
была жесткая линия жизненного пути и жесткая система ценностей,
определяющая направление движения и карающая за отклонение от него, --
со всеми прелестями советской тоталитарной системы. Сегодня подросток,
и без того находящийся в возрасте поиска, оказывается в мире
неопределенности: сама культура не знает, куда она идет. Само общество
оказалось в зазоре между различными культурами. И все клише, которые
вырабатывают наши идеологические программисты («капитализм»,
«социализм», «Запад», «Восток»), -- это все поверхностные штампы, за
которыми часто стоит безнадежная пустота. Подросток множит собственную
неопределенность на ситуацию всеобщего идейного и культурного шока.
Нет ничего
безнравственного в том, чтобы поручить младшего старшему. Однако если взрослый
ребенок не хочет брать на себя обязанности няни или боится, что не справится с
ними, ни в коем случае не стоит его принуждать. Забота о ближнем должна быть
делом добровольным.