Причины школьных трудностей ребёнка
Уважаемые родители!
В сегодняшней статье мы поговорим о причинах возникновения трудностей в
обучении первоклассников. Какой аспект школьных проблем мы бы ни
затронули, почти всегда в той или иной степени сказывается влияние
семьи, семейного «климата». Нередки случаи, когда именно семейная
ситуация, дефекты семейного воспитания становятся
основной причиной школьных бед. И не обязательно только в
неблагополучных семьях... Внешне семья может быть даже очень хорошей, но
вот ребёнку в ней живётся не очень сладко.
Дисгармония семейных
отношений, как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми – фактор,
серьёзно влияющий на процесс школьной адаптации и возникновение в
последующем школьных трудностей у детей.
Дело в том, что
психологическое напряжение между членами семьи создаёт неблагоприятный
для развития ребёнка фон, нарушает необходимые контакты, закрепляет
неправильное поведение. В таких семьях родители не могут выработать
единую линию поведения по отношению к ребёнку: мать наказывает, отец
жалеет, и наоборот. Ребёнок очень быстро находит
выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а
затем переносит этот же стиль поведения на общение со сверстниками.
Родители упрекают порой
друг друга за плохое воспитание. «Твой сын опять получил двойку», - с
жёстким удовлетворением выговаривает в такой семье отец. А мать не менее
зло может добавить: «Он, между прочим, не только мой; сам бы и
воспитывал!» И принимается такой папаша воспитывать ребёнка ремнём…
Ничего, кроме озлобления, униженности, ребёнок
не испытывает. Примириться с этим он не может – и начинает ненавидеть и
учёбу (из-за которой страдает), и родителей…
В таких семьях нет
радости, лёгкости отношений, взаимной поддержки и привязанности. Вместо
этого – постоянное недовольство, напряжение, угрюмость. И дети не шумят,
не смеются, не веселятся, а разряжаются в кругу сверстников злобой,
агрессивностью, драками. Или замыкаются на своих горестях, превращаясь в
маленьких старичков.
Бывают и такие ситуации,
когда успехи детей не соответствуют притязаниям родителей. Ребёнок, по
мнению родителей, «хуже всех» в классе, и вместо поддержки его отторгают
эмоционально, психологически, наказывают физически. Часто родители
наивно надеются, что лучший способ мобилизовать маленького ученика –
страх. Они не бьют ребёнка, а всего
лишь пугают: тем, что он получит двойку, его выгонят из школы, что он
никем не сможет стать. А ведь это и есть психологическое битьё! Матери
очень хочется, чтобы её ребёнок был отличником, а он не может – он
боится матери. И этот страх парализует волю ребёнка, ослабляет его
активность, уверенность в себе…
Что с этим
делать? Главная трудность для родителей состоит в умении соединить
требовательность с уважением к детям и сохранить при этом душевный,
сердечный контакт с ними. Утрированное чувство долга, чрезмерная
принципиальность и моральное давление оборачиваются страхом «быть не
тем», иначе – страхом несостоятельности,
а также тревожными предчувствиями возможных неудач и поражений. Тогда
устранение страхов становится непростой задачей, требующей часто помощи
врача-психоневролога.
Итак, что же может
усугублять школьные трудности детей или приводить к их возникновению?
Непонимание. Родители не
видят истинных причин трудностей, списывая всё на лень, нежелание,
дурные наклонности.
Несоответствие требований и
ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения
родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и
иностранному языку – наталкиваются на школьные трудности как на
непреодолимое препятствие, но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а
жертвами становятся их дети.
Негибкость родителей.
Представьте себе семью, где властвуют строгость, требовательность, где
любая оплошность вызывает всеобщее осуждение, где нет никаких поблажек,
где старший всегда прав, а младший не имеет права иметь своё мнение. Так
формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или, наоборот,
озлобленный, постоянно сдерживающий
протест человек. И в первом, и втором случае преодолеть возникающие
трудности ему будет, скорее всего, не по силам.
Неровность отношений,
непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях,
где родительское рвение проявляется время от времени. Возник
воспитательный порыв – и затребованы и дневник, и тетради, устраивается
головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько
дней… и опять ребёнок никого не интересует!
У мамы свои дела и заботы, у папы – свои. «Сыт, одет, обут - и ладно,
времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится
– хорошо, не выучится – сам виноват». А у сына – задержка речевого
развития, и грозит ему второй год в первом классе...
Как же нам,
родителям, понять суть нашего отношения к ребёнку? Для начала сделайте
одно, трудное, но и возможное, если мы сумеем вылезти из своей взрослой
скорлупы: посмотрите на себя глазами ребёнка. Это поможет ему,
безусловно. А, может, и вашу жизнь изменит к лучшему?
Статью
подготовила зам. директора по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В.