Медицинская карта для детского сада и школы
После полутора-двухлетнего возраста малыша родители все чаще
задумываются о вопросе поступления ребенка в детский сад. Кроме наличия
места в детском саду, для того, чтобы ребенка взяли в садик, он должен
быть здоров и у него должна быть правильно и полностью заполнена
специальная карта, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.07.2000
г. № 241 «Об утвержде¬нии «Медицинской карты ребенка для образовательных
учреждений».
В некоторых странах бывшего союза малыша могут не
принять в садик, если он полностью не привит, в России на основании
«закона об иммунопрофилактике», пока что, отсутствие части или даже всех
прививок не является основанием для отказа в принятии в детский садик.
Вам могут временно отказать, если малыш не привит от какой-то инфекции,
только если есть реальная опасность его заражения этой болезнью именно в
саду – так называемые эпидемические показания.
Когда нельзя?
Конечно,
к садику надо готовить малыша задолго да поступления, в идеале самого
рождения. Если вы четко определились, когда малыш пойдет в садик, нужно
будет знать, при каких заболеваниях или состояниях вам могут отказать.
Прежде всего это все острые заболевания – как инфекционные, так и не
инфекционные, заразные болезни глаз, кожи, волос, до того момента как
ребенок полностью не выздоровеет и не окрепнет после болезни.
Не
возьмут ребенка и при обострении у него имеющихся хронических болезней,
если он недавно перенес карантинную инфекцию (корь, коклюш, свинку,
ветрянку), пока не закончатся регламентированные сроки его карантина и
изоляции.
Откажут в приеме в детский садик, если посевы кала, с
носа или глотки выявляют носительство опасных возбудителей кишечных или
респираторных инфекций (сальмонеллеза, дифтерии, стрептококка,
патогенных стафиллококков и других).
Не возьмут малыша и в
случае, если у него имеется злокачественное опухолевое заболевание крови
или других органов, недостаточность кровообращения, туберкулез легких
или другие его формы, есть эпилепсия с частыми припадками, имеются
психические расстройства, тяжелые неврозы, и если есть эндокринные
болезни, требующие особой диеты или терапии (например, диабет).
С чего начнем?
Все
малыши перед приемом в детский сад, не ранее чем за 2-3 месяца,
проходят врачебную комиссию, которая состоит из участкового педиатра
(или семейного доктора) и врачей-специалистов. Если вы проходили врачей
ранее, например, в прошлом году, но садик не попали (не было мест или
заболели, были другие причины), потребуется повторная консультация
специалистов, так как здоровье ребенка очень хрупко, и изменения могут
происходить очень быстро – буквально за пару месяцев.
После осмотра педиатром, необходима консультация:
1.
Ортопеда. Этот доктор исследует скелет и связки ребенка, исключит
нарушения осанки и плоскостопие, даст рекомендации, в случае отклонений,
как не допустить в садике прогрессирования, например, сколиоза.
2. Хирурга. Доктор исключит грыжи, проблемы с яичками у мальчиков, болезни, при которых может требоваться операция.
3.
ЛОР-врача. Доктор исключит очаги хронической инфекции на миндалинах
(тонзиллит) и аденоидные разрастания, аллергический насморк и другие
проблемы ушей, носа и глотки.
4. Окулиста – врач проверит остроту зрения, исключит проблемы с мышцами глаз (косоглазие).
5.
Невролога. Врач проверит рефлексы, тонус мышц и работу нервной системы,
оценит речевое и нервно-психическое развитие, исключит основные
проблемы – неврозы, нарушения сна и адаптации.
6. Дерматолога – доктор, прежде всего, исключит заразные болезни кожи, ногтей и волос, исключит аллергию.
7. С трех лет требуется еще и логопед, он оценивает развитие и правильность речи.
8. Психолога, который выявит проблемы адаптации, трудности в общении и другие проблемы.
По
решению вашего лечащего врача, возможно, список будет расширен – если у
ребенка проблемы с почками, нужен будет еще уролог или нефролог, если
есть проблемы с пищеварением – гастроэнтеролог, если есть антитела к
каким-либо инфекциям – инфекционист. Также могут потребоваться
кардиолог, эндокринолог и стоматолог.
Кроме того, ребенку
обязательно дадут направление как минимум на четыре анализа – общие
анализы крови и мочи, кал на яйца гельминтов и перианальный соскоб на
них, кал на кишечную группу.
Специалисты на осмотре могут
дополнить этот список необходимыми анализами и исследованиями, если
посчитают, что есть проблемы – могут назначить УЗИ, рентген, какие-то
специальные анализы.
Каждый врач в специальной графе карты делает
заключение о состоянии ребенка «здоров» или если болен, указывает
диагноз(ы), если есть какие-то отклонения, дает рекомендации по лечению и
профилактике.
Если вы делаете ребенку прививки, врач проверит
наличие всех необходимых, а если каких-то не хватает, вакцинацию следует
завершить минимум за 2-3 месяца (особенно если это капли от
полиомиелита) до поступления в садик. Если по срокам вы не успеваете –
тогда вакцинацию лучше отложить, прививки доделать уже после того, как
ребенок адаптируется в садике. Еще разповторю – никто не имеет права отказать вам в детском садике (если это РФ), если малыш не привит или привит не полностью!!!
После
сдачи всех анализов и прохождения всех врачей вы с малышом вновь
возвращаетесь к педиатру, который полностью оформляет карту для сада,
подклеивает анализы, анализирует все рекомендации и делает заключение о
состоянии здоровья ребенка. Он дает прогноз по адаптации малыша,
выставляет группу здоровья ребенка, отмечает рекомендации для
медработника детского садика, как наблюдать малыша.
Оформляемся в школу
В
школу малыши обычно начинают ходить с 6 или 7 лет, это решают родители,
но на момент поступления в школу шестилетке должно быть как минимум 6
лет и 6 месяцев. Раньше малышу не стоит идти в школу, ему рекомендованы
занятия в группе детского сада или специальном развивающем центре, где
проводят подготовку к школе. Перед поступлением дети проходят
специальную психолого-медико-педагогическую комиссию, где оценивают не
только их здоровье, но и социальные навыки и умения, и дают заключение,
сможет ли уже малыш обучаться в школе, не тяжело ли ему будет.
Готовить
ребенка к школе начинают примерно с трех лет, врачи проводят регулярные
осмотры и оценку состояния здоровья, а педагоги и психологи развивают
его знания и умения. Углубленный медицинский осмотр ребенок должен
пройти в три, пять лет, за год до поступления в школу и непосредственно
перед школой. Готовность к поступлению оценивают в начале года
(январь-февраль того года, в котором пойдет учиться первоклашка), а
затем примерно в мае-июне.
Подробный медицинский осмотр
осуществляется теми же специалистами и примерно по тому же плану, что
проводился перед поступлением в сад. Заполняется специальная карта для
школы. Однако параллельно с обследованием ребенка проводится и
анкетирование и подробная работа с родителями на предмет определения у
ребенка проблем эмоционального и психологического плана – синдрома
гиперактивности и дефицита внимания, неврозов, проблем общения.
Кто и как определяет готовность?
Обычно
определением готовности занимаются участковые врачи на основании всех
собранных заключений о здоровье от специалистов и проведения
тестирования. Для доктора разработаны определенные критерии, по которым
он оценивает – это биологическая зрелость малыша, оценка
психофизиологических критериев и уровень физического развития.
Биологическая
зрелость определяется по так называемой «зубной формуле», то есть
сколько и когда постоянных зубов появилось у ребенка – на основании него
дают заключение «биологический возраст соответствует паспортному» или «
биологический возраст опережает/отстает».
Существуют и тесты для
определения готовности малыша к школе и обучению – ребенку предлагают
нарисовать человечка, срисовать написанную фразу и группу точек (это
тест Керна-Иерасека). Затем его просят вырезать из бумаги кружок
диаметром 7 см, отводя на это задание 1 минуту. Кроме того, с малышом
беседуют на разные темы, отмечая качество словаря и то, как ребенок
произносит звуки и слова. Оценив эти три задания, врач должен дать
заключение – готов к обучению (когда хорошо пройдены все тесты), условно
готов (когда есть недочеты) и не готов (когда есть дефекты в
произношении и тесты проедены не очень верно, а так же когда есть
проблемы со здоровьем).
Не стоит расстраиваться, если тесты
пройдены не очень хорошо – это значит, что темпы развития ребенка
индивидуальны и торопиться со школой не нужно. Обычно шестилетки чаще
проходят тест на «условно готов» или «не готов», а через год блестяще
справляются с заданиями, демонстрируя зрелость и готовность к обучению.
Группы здоровья
Очень часто в карте ребенка встречаются записи – группа здоровья I (IIа или б, III, IV, V). Родителей интересует: что это?
Это
шкала оценки здоровья и развития ребенка с учетом всех факторов риска,
которые на него влияли ранее, влияют сейчас и прогнозируются на будущее.
Группу
здоровья определяет участковый врач или медработник сада (школы) на
основании шести четко установленных критериев. Первым оценивают
наследственность ребенка – не было ли в роду передающихся из поколения в
поколение болезней, предрасположенность малыша к ним. Врач подробно
расспросит родителей о болезнях всех родственников, которых они помнят.
На основании рассказа он составит генеалогическое древо, и на нем
проследит – не наследуются ли какие-то болезни, и не рискует ли ребенок.
Важным
для оценки будет то, как протекали беременность и роды, а затем и
первый месяц жизни. Врач расспросит и запишет, от какой беременности
малыш, болела ли мама, будучи беременной. Были ли осложнения, как
протекали роды, как и чем ребенок болел в период новорожденности и после
– все это важно для оценки.
Второй критерий оценки – это
физическое развитее ребенка - то есть его рост, вес, окружность головы,
груди и иногда еще некоторые параметры. Доктор взвесит, измерит малыша,
сравнит его данные со специальными таблицами и оценит, соответствует ли
его развитие возрасту, нет ли существенных отклонений.
Наряду с
этим оценивается и третий критерий – нервно-психическое развитие, то
есть что ребенок умеет делать, как развивается речь и общение. Есть
специальные таблицы по месяцам и годам, отражающие основные навыки. Но
небольшие отклонения в ту или иную сторону патологией однозначно считать
нельзя, нужно оценивать весь комплекс навыков и срок отставания.
Затем
оценивается поведение ребенка, как важный показатель его физического и
психического развития (пятый критерий оценки). Тут учитывают – как
ребенок спит, как ест, как общается с взрослыми и детьми, его
темперамент, эмоциональность, наличие или отсутствие вредных привычек.
Последним
критерием для оценки является наличие у ребенка хронических болезней
или пороков развития, которые могут мешать его жизни и влиять на
здоровье.
На основании оценки всех этих факторов врач установит группу:
К
первой относятся абсолютно здоровые дети, которых, к сожалению, сейчас
встречаются единицы. В своей практике таких детей я видела всего
несколько.
Ко второй группе относят здоровых детей, но с
некоторыми оговорками:
– группа А, это здоровые малыши, но у которых отмечаются факторы риска
по первой и второй группе, то есть имеется неблагоприятная
наследственность или беременность, роды.
– группа Б – это дети, у которых имеется риск хронических болезней, они часто болеют, имеют некоторые функциональные отклонения.
Остальные
группы – это больные дети с хронической патологией, пороками развития в
состоянии компенсации (III), субкомпенсации (IV) и декомпенсации (V).
Таких детей педиатры ставят на диспансерный учет, разрабатывают для них
меры оздоровления и наблюдают их более активно. В зависимости от
конкретного заболевания и его тяжести, детям с III и IV группой здоровья
могут рекомендовать снижение учебных нагрузок или домашнее обучение.
Автор статьи: Алена Парецкая
Источник: http://www.detskydoctor.ru/ |