Здравствуйте,
дорогие друзья!
Ребенок
плохо учится. Это, пожалуй, самая распространенная жалоба среди родителей
младших школьников. Часто в этой жалобе родители и учителя не отмечают
ника¬ких других трудностей - плохая успеваемость затмевает для них все
остальное. А ведь за этой жалобой могут стоять разнообразные причины, такие
как задержка психического развития, отсутствие учебно-познавательных мотивов,
астения и другие. И сегодня мы рассмотрим некоторые из возможных причин того,
что "ребенок плохо учится".
Отставание в учебе имеет много причин. Индивидуальные неудачи бывают обычно в
тех школах, которые не стремятся приспособиться к нуждам и уровню каждого
ученика, в которых с детьми обращаются грубо, требуя от них безоговорочного
послушания, и где классы слишком велики для индивидуального подхода.
Причины плохой успеваемости могут быть заложены в самом ребенке. Они могут
быть скрыты в его здоровье: плохое зрение или слух, утомляемость или
хроническое заболевание. Причиной может быть психическое состояние ребенка:
нервность и беспокойство по какому-либо поводу, неумение найти общий язык с
преподавателем или учениками. Бывает, что ребенок плохо читает, потому что
ему трудно узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что
задания даются ему слишком легко, другой - потому, что слишком трудно.
Не ругайте и не наказывайте ребенка, у которого нелады с учебой. Попытайтесь
выяснить, в чем причина его плохой успеваемости. Посоветуйтесь с
преподавателем или директором школы, или с психологом, если он есть.
Проверьте состояние здоровья ребенка, включая зрение и слух.
Очень способный ребенок
Если в классе все ученики работают по одной и той же программе, то более
способным ребятам может быть скучно, потому что задания оказываются для них
слишком легкими. Единственным выходом из положения может оказаться переход в
более старший класс. Это может оказаться хорошим решением, только если
ребенок и физически и духовно более развит, чем его сверстники. В противном
случае он будет изолирован и одинок среди товарищей по классу, особенно когда
они вступят в подростковый период. Он может быть слишком тщедушным для
спортивных игр и танцев. Интересы ребенка скорее всего определяются его
возрастом, что мешает ему найти общий язык с новыми товарищами. Какой ему
толк от того, что он поступит в институт в очень молодом возрасте, если из-за
этого он всегда будет одинок?
Для такого способного ребенка лучше остаться в своем классе, где учатся его
сверстники, при условии, что программа обучения слишком гибкая, т.е. ее можно
сделать более сложной для способных детей. Ему можно поручить проработать в
библиотеке более трудную книгу и сделать по ней доклад. Если способный ученик
работает ради отметок или, чтобы доставить удовольствие учителю, ребята дают
ему клички "Умник", "Любимчик", и т. д. Но если он работает
над общей темой, совместно со всем коллективом, уважение ребят к нему растет,
потому что его ум и способности оказываются особенно полезными в общем деле.
Даже если вы считаете своего ребенка очень талантливым, не добивайтесь
перевода его в более старший класс, не соответствующий его способностям. В
результате ребенок будет учиться хуже, чем мог бы, или даже просто останется
на второй год, возвращаясь к своему классу.
Возникает также вопрос, нужно ли учить смышленых детей читать и считать еще
до школы. Родители рассказывают, что часто дети сами просят показать им буквы
и цифры и прямо-таки напрашиваются на обучение. Это отчасти так, и нет вреда
в удовлетворении любопытства ребенка.
Но во многих таких случаях есть и другая сторона. Часто родители возлагают на
ребенка слишком большие надежды и хотят, чтобы он превосходил других детей.
Когда он играет в свои детские игры, они относятся к этому спокойно. Но стоит
ему только проявить интерес к чтению, они загораются и с энтузиазмом помогают
ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей, отвечает на него
еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его от естественных
занятий его возраста и превратить его в "грамотея" раньше, чем
нужно.
Для хороших родителей естественно радоваться прекрасным качествам своих
детей. Но необходимо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются
большие надежды родителей. Если родители по натуре честолюбивы, они должны
честно признаться в этом самим себе и быть начеку, чтобы не позволить своему
честолюбию управлять жизнью ребенка. Чтобы ребенок вырос счастливым человеком
и стал гордостью своих родителей, они не должны оказывать на него давления ни
в каком возрасте, будь то по поводу школьных занятий, уроков музыки или
танцев, спорта или выбора друзей.
Плохая успеваемость из-за нервности
Учебе ребенка могут помешать различные беспокойства, неприятности и семейные
нелады. Вот несколько примеров, хотя они и не исчерпывают всех возможностей.
- Шестилетняя девочка мучается чувством ревности к младшему брату. Это ее
нервирует, отвлекает от занятий. Иногда она неожиданно нападает на других
детей без всякой видимой причины.
- Ребенок может быть расстроен болезнью кого-либо из членов семьи или угрозой
родителей уехать, или неправильно понятыми половыми взаимоотношениями.
- В первые годы в школе ребенок может бояться хулигана или злой собаки по
дороге в школу, или строгой учительницы, бояться попросить разрешения пойти в
туалет или отвечать урок перед всем классом.
Для взрослого человека это все может показаться пустяками, но для
застенчивого 6-7-летнего ребенка такие вещи могут явиться причиной сильного
страха, который совершенно парализует его способность соображать.
Девятилетний ребенок, которого дома сильно ругают и наказывают, может дойти
до состояния крайнего беспокойства и напряженности и потерять способность
удерживать свои мысли на чем бы то ни было.
Нет интереса к учебе
Бывает, что ребенок в школе плохо учится потому, что у него просто нет
интереса к учебе. Этому могут быть две причины. Либо родители не вели с ним
совместных познавательных занятий и познавательный интерес у ребенка просто
не сформирован; либо родители "напичкивали" ребенка с раннего
возраста различными знаниями, что вызвало у него отторжение. И в том, и в
другом случае можно рекомендовать разнообразные совместные занятия с
ребенком, включающие в себя познавательные элементы. Например, совместное
наблюдение за ростом растений, фиксация изменений в природе, ведение дневника
погоды, изучение различных видов растений, наблюдение за домашними животными.
Набор "Юный химик" тоже может быть здесь очень полезен. Если у
родителя есть какой-то свой, личный познавательный интерес, он может
приобщить к нему ребенка в доступной для него форме. Можно порекомендовать
также какой-либо кружок с познавательной направленностью. Любые совместные
познавательные занятия с ребенком должны проводиться с позиции "на
равных" - мы вместе познаем мир, и учитывать интересы ребенка. Позиция
"сверху вниз", - учительская позиция вдалбливания знаний нерадивому
ученику, может здесь только навредить. Ваша цель - вызвать у ребенка
самостоятельный интерес к познанию мира.
"Ленивый" ребенок
Обычно ребенок, которого считают "ленивым", на самом деле совсем не
ленив. Человек рождается любознательным и энергичным. Если позже он теряет
эти качества, то виновато воспитание. Причины кажущейся лености различны.
Ребенок может быть просто упрям, потому что его с самого рождения постоянно
понукают. Но он не ленится, когда дело касается его личных увлечений. Иногда
ребенок просто не решается попытаться сделать что-либо из страха потерпеть
неудачу. Это качество развивается у такого ребенка, чьи родители всегда
слишком критически относились к его достижениям либо требовали от него очень
многого.
Иногда плохо учится слишком добросовестный ребенок, как это ни странно
звучит. Он много раз повторяет уже выученный урок или сделанное упражнение в
страхе, что он что-то упустил или сделал неправильно. Такой ребенок всегда
отстает от товарищей из-за своей излишней суетливости.
Ребенок, лишенный любви и заботы в раннем детстве, к школьному возрасту, как
правило, становится нервным, беспокойным, безответственным, неспособным
заинтересоваться учебой, найти общий язык с учителями и одноклассниками.
Дорогие друзья, какова бы ни была причина плохой успеваемости ребенка, нужно,
во-первых, найти причину его неуспеваемости, во-вторых, независимо от того,
сумеете вы найти ее или нет, учитель и родители, объединив свои знания о
ребенке, должны раскрыть его хорошие качества и интересы и, используя их,
постепенно втянуть ребенка в коллектив и его деятельность.
С уважением,
Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги Б. Спока "Ребенок и
уход за ним", изд.: "Попурри", 2003, с. 592.
|