За первый год жизни ребенок проходит большой путь в своем
эмоциональном развитии – от выражения недовольства с помощью плача до появления
чувства настоящей любви к близким людям. Попробуем проследить, как изменяется
эмоциональный мир малыша по мере его взросления, и выясним, как лучше
реагировать на поведение ребенка.
Первые
эмоциональные реакции ребенка, с которыми сталкиваются родители, -
отрицательные: крик и плач возникают в ответ на неудовлетворение физиологических
потребностей малыша: боль, голод, неудобство. Эти эмоции, по сути своей,
являются рефлексами и выполняют защитную функцию – помогают ребенку выжить и
приспособиться к новым для него обстоятельствам. Первый месяц жизни малыш
контактирует с миром исключительно при помощи отрицательных эмоций. Все свое
недовольство новорожденный выражает криками, плачем, хныканьем, двигательными
реакциями. Малыши способны продемонстрировать богатую палитру
плача – «плач-протест», «плач-жалоба», «плач-недовольство» и т.д. Внимательная
мама очень быстро начинает распознавать, что именно хочет донести до нее ребенок, и удовлетворяет насущную потребность малыша –
так налаживается «мостик общения» между взрослым и ребенком.
В дальнейшем
эмоции становятся не только способом выражения состояния крохи, но и средством
общения с взрослым. Так, новорожденный плачет потому, что ему дискомфортно, а
малыш постарше будет плакать, чтобы привлечь к себе внимание.
Поговори
со мною, мама!
Удовлетворение физических нужд – лишь благоприятная
предпосылка, но не причина появления положительных эмоций. Природа эмоций со
знаком «плюс» - социальная. Положительные эмоции возникают при общении с другим
человеком.
Улыбка. Это первая социальная реакция малыша, которая
возникает на обращенное к нему лицо взрослого и его ласковый голос. Она
появляется в конце 3-4-й недели после рождения ребенка. Сначала малыш улыбается,
глядя на любое лицо, но с течением времени у ребенка формируется привязанность к
лицу матери, и именно оно вызывает наиболее сильную реакцию.
«Комплекс
оживления» - так специалисты называют положительные реакции ребенка при
появлении взрослого человека. Поведение ребенка сразу меняется – он устремляет
взгляд на вновь появившегося, улыбается ему, двигает ручками и ножками. «Комплекс
оживления» появляется у ребенка в 3-4 месяца. В 4 месяца младенец улыбается
и радостно двигается при звуках голоса матери, даже не видя ее
лица.
Постепенно ребенок с помощью выражения положительных и
отрицательных эмоций учится привлекать внимание взрослого и удерживать его,
сообщать о своих потребностях, то есть начинает общаться.
Я вас
люблю…
Во втором полугодии у ребенка начинают появляться теплые
чувства и эмоции по отношению к окружающим. В ответ на ласку, нежность внимание
взрослых у малыша возникает любовь и симпатия к своим
близким.
Привязанность к родным формируется постепенно. В 6
месяцев благосклонность малыша обращена почти ко всем окружающим, он получает
удовольствие от общения со всеми взрослыми. Позднее, когда малыш учится
разделять знакомых и незнакомых, у него начинает развиваться чувство
привязанности к значимым для него людям, которые больше всего им
занимаются.
Ребенок учится любить своих близких, и на основе этого у него
появляется способность любить вообще. Поэтому то, как относятся к малышу
близкие, насколько они проявляют свою любовь, принятие и уважение, во многом
определит его собственную жизнь: как он будет относиться к самому себе, станет
ли доверять людям, насколько он будет способен к общению с другими
людьми.
Сопереживание - важное эмоциональное достижение ребенка во
втором полугодии, имеющее отношение к высшим чувствам: появление сопереживания,
эмоциональной реакции на состояние другого человека, уже знакомое малышу. Так,
ребенок, увидев плачущую маму, вполне вероятно, заплачет с
ней.
Помимо того, что младенец выражает эмоции, он необычайно чутко их
воспринимает. Конечно, в первую очередь, речь идет об эмоциях матери. Задолго до
того момента, как малыш начнет осознавать у себя появление различных эмоций и
чувств и дифференцировать их, он впитывает материнские эмоции – через зрительный
контакт, тактильные ощущения, звуки, кормление грудью и т.д.
Позднее, во
втором полугодии, к бессознательному «впитыванию» прибавляется умение различать
эмоциональное состояние взрослого и понимать, как взрослый оценивает самого
ребенка. На основе этой информации малыш строит образ самого
себя.
Палитра эмоций
Во втором полугодии (ближе к 7-9
месяцам) эмоции ребенка начинают дифференцироваться и усложняться: от
удовольствия/неудовольствия малыш переходит к выражению гнева, печали, радости и
т.д. Свое развитие эмоции получают только в общении со взрослыми, поэтому
родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его
выражать эмоции.
В этот период формируются так называемые «социальные
ссылки»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш начинает смотреть на
эмоциональную реакцию мамы или других значимых для него взрослых, эта реакция и
становится ориентиром для его собственного поведения. Так, например, после
столкновения с чужим ребенок обращается к маме – если на ее лице нет тревоги, а
есть позитивные эмоции, улыбка, малыш расценивает ситуацию как безопасную и
продолжает «исследование» нового взрослого.
Страх перед чужими. В
возрасте от 6-8 месяцев до 1 года у ребенка появляется страх перед чужими
людьми. Ими могут оказаться даже бабушка и дедушка, в случае если они редко
приходят в гости. Страх возникает, даже
если мама всем видом одобряет общение взрослых с малышом. Пусть ваши близкие не
обижаются - это нормальная стадия эмоционального и психического развития
ребенка. При правильном отношении к такой реакции максимум к двум годам она
исчезнет.
Радость, удивление. Эмоции малыша способно вызвать не
только общение с людьми. Уже после 4 месяцев жизни реакцию радости вызывает
игрушка. Чуть позже удовольствие ребенку начинают доставлять его собственные
действия. Постепенно у малыша начинает появляться чувство удивления – это
значит, что начала возникать познавательная потребность. Ваш малыш
развивается!
К концу первого года, когда малыш учится ходить, его
ближайшая окружающая среда расширяется, на первый план выходит взаимодействие с
предметами. Теперь ваше общение с малышом будет связано с овладением им
предметным миром, и одного эмоционального общения ему уже будет не хватать. Так,
в конце первого года заканчивается этап «эмоциональной жизни» малыша и
начинается новый. Тем не менее, успех всех последующих этапов жизни во многом
зависит от того, как он прожил первый, очень важный период «эмоционального
общения».