Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый
интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте
закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное
проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к
различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих
возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей
- поддержать эти стремления ребенка.
Одаренных
детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать
причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы.они особенно
увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность
лежит в основе многих интуитивных скачков (“перескакивания через
этапы”).
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет
точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка –
важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого
роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к
природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к
социальной жизни.
Еще одна точка отсчета – память,
характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная
память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных
отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и
опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к
классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением –
коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы
отличают маленьких “вундеркиндов”. Они с удовольствием читают словари и
энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают
игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного
ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо,
упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.
Сильно
развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они
устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются
на правду, справедливость, гармонию и природу.
Яркое воображение
маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую
жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так
и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Для
одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они
способны вообразить множество опасных последствий. Они также
чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны,
нетерпеливы.
В школьном возрасте есть такой индикатор творческих
способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание
докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес,
неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.
1.
Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в
окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как
устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими
процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2.
Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и
предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем
воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память
в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации
и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем
информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети
обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко
излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные
слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые
неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного
времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими
практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им
навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
1.
Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости;
опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие
восприятия и познания.
2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3.
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач,
творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья,
братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Талант
и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных
и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались
особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления
поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.
Исследования
П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные
уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам
нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями
как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень
подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в
поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных,
учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему,
истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей
бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность
состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с
одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у
учителей.
Кроме того, оригинальность творческого мышления часто
оценивается окружающими как отклонение. Одаренным детям приходится
около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя “интеллектуальный
саботаж”. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят
начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное
поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых);
в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского
конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым
нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.
Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
1.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная
программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в
поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их
способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся
сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.
Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в
себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные
требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут
вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы.
Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как
смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным
развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего
возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя
потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности,
собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность
во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети
нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.
Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные
дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном
развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими
презрение или нетерпение.