Наткнулась не
несколько интересных тестов для детишек - дошкольников.
Предлагаю вам провести их
со своими детишками.
"Цветовой тест отношений"
Назначение теста
Методика предназначена для изучения
эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Описание теста
Для проведения ЦТО
нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного
цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая,
черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед
ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в
произвольном порядке.
Инструкция к тесту
Представь себе, что
это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я
буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить.
Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?
Далее называется весь
список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные
(но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый,
щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета
могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на
разные понятия.
Примечание:
В протоколе фиксируется
цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии
ребенка.
Обработка результатов
теста
При анализе
результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию,
и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая
характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое
значение:
Синий:
добросовестный, спокойный, несколько холодный.
Зеленый:
самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
Опыт показывает, что
дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый -
желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый
человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой - черный
цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает
эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный -
желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие
ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном
контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый -
черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он
ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство,
враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный
и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый,
общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не
согласиться.
Щедрый -
красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника
щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему
достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но
отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до
5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый
цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение
остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте
становится возможным выделение определенных цветов.
Жадный -
красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным,
сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый
- фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек
очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть
суетлив.
Ленивый -
коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают
ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а
также холодным.
Источники
Методика «Цветовой тест
отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного
развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.41-42.
"Закончи историю"
Назначение теста
Методика предназначена
для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование
проводят индивидуально.
Инструкция к тесту
«Я буду тебе
рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1.
Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К
ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать.
Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда
Оля ответила…
Что ответила Оля?
Почему? Как она поступила? Почему?
История 2.
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней
играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже
хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя?
Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3.
Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша
зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, -
можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша?
Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4.
Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел
папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что
ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка,
по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
теста
Обработка предложена
Р.Р.Калининой.
0 баллов - ребенок
не может оценить поступки детей.
1 балл - ребенок
оценивает поведение детей как положительное или отрицательное
(правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не
мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла - ребенок
называет нравственную норму, правильно оценивает поведение
детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла - ребенок
называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей
и мотивирует свою оценку.