Правильное обучение письму.
Говоря о
подготовке к школе, необходимо вспомнить о подготовке руки ребёнка к
письму. Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают
значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи,
физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев
и кисти рук быстро устают. Особенности строения детской руки приводят к
тому, что при письме рука может подёргиваться, пальцы дрожать.
Ребёнку не
поможешь, заставляя его по несколько раз писать одно и то же. Прежде всего нужно дать
возможность заниматься ручным трудом: лепкой, конструированием, работой с
бумагой, природным материалом. Большими помощниками в укреплении и развитии
руки станут: штриховка фигур, рисование, раскрашивание рисунков. Подбирайте
раскраски с учётом особенностей вашего ребёнка. Если ему сложно
раскрашивать мелкие детали – пусть начнёт с крупных рисунков, постепенно
переходя к таким, где величина деталей уменьшается, а количество их
увеличивается. При раскрашивании покажите, как меняется цвет в зависимости
от силы нажима на карандаш, а значит важно равномерно надавливать на него.
Дети очень любят составлять рисунки из геометрических фигур, которые потом
удобно штриховать. Приобретите ребёнку линейку с выбитыми фигурами или
сделайте шаблон из картона.
Ребёнка нужно
научить правильно держать ручку (карандаш): тремя
пальцами – большим, указательным, средним. Держать ручку необходимо не ниже
чем за 2 см
до носика стержня, верхний её конец направлен в плечо пишущего. Правильно
подберите ручки, карандаши. Они не должны гнуться, быть слишком толстыми
или тонкими для пальцев ребёнка.
Параллельно с
обучением чтению можно учить ребёнка писать печатные буквы, а по мере их
изучения – слоги, слова, короткие предложения. Буквы удобнее писать в
тетради в крупную клетку, соблюдая их размер. Полезно и списывание слов с
образца, и письмо под диктовку мамы. Если ребёнок старается писать слишком
быстро, он может пропускать буквы, как гласные (лв
– вместо лев, кнга –
вместо книга), так и
согласные (вок – вместо волк). Поэтому
диктовать ребёнку слова надо не спеша, пропевая звуки, чтобы ребёнок успевал писать за
вами (м-м-м-о-о-о-л-л-л-о-о-о-к-к-к-о-о-о). Так
ребёнок успеет услышать все звуки в словах. Когда он начнёт писать быстрее,
«распевку» можно будет сократить. Чтобы письму
придать игровой характер, можно писать друг другу короткие записки («Я хочу
сок», «Убери игрушки» и т.п.). Не ругайте ребёнка, если он пишет буквы так,
как слышит звук (вада, снек, што).
Тактично объясните ему, что существуют слова, которые пишутся не так, как
слышатся. Об этих правилах он узнает в школе
Большими
вашими помощниками в обучении станут детские книги с элементами заданий.
При выполнении различных упражнений хвалите ребёнка за его любые
достижения. Ведь дети так радуются и гордятся своими успехами, обретают
уверенность в результативности своей деятельности. |