Неверно было бы
полагать, что достаточно поговорить с ребенком 31 августа о том, как ему завтра
себя вести. Большая часть информации просто испарится из его памяти через
несколько часов, и ребенку ничего не останется делать, как ориентироваться по
обстоятельствам.
Подготовить младших
школьников «Палочками-выручалочками» для родителей детей 8–10 лет
являются сказкотерапия и игротерапия. Игровые и сказочные образы еще очень
привлекательны для младшего школьника, и этим надо пользоваться.
«Игровой» вариант: Предложите ребенку: «А давай
поиграем! Я такую игру знаю!». Редкий ребенок не откликнется на этот призыв.
Возьмите несколько любимых игрушек. Это могут быть куклы, плюшевые звери,
человечки от конструктора и даже игральные карты. «Главным героем» должна быть
наиболее симпатичная ребенку игрушка, одного с ним пола. Именно она будет
символически изображать «новичка». Нужны также «учитель», «новые одноклассники»
и «мама» (можно также «папа», «бабушка», в
зависимости от того, насколько важное место они занимают в жизни ребенка).
Первые несколько раз вы играете за «главного героя». Старайтесь, чтобы в
сюжет игры вплетались возможные проблемы: дети не сразу заговорили с новеньким,
и ему пришлось самому начать разговор и т.д. Изобразите, как новенький сначала
стеснялся, а потом понял, что ребята готовы подружиться.
Пусть у
«главного героя» будут черты вашего ребенка: лидер ли он, скромник, забияка.
Любая игра должна заканчиваться позитивно, а проблема, которую решал
«новенький», должна быть разрешена.
Рано или поздно ребенок обязательно захочет играть за «главного». Ваша задача –
направлять игру так, чтобы дать ему ориентиры правильного поведения. Можно
прерываться для обсуждения спорных моментов. Играйте в игру периодически в
течение лета, и в конце августа вам только останется «подшлифовать» все
усвоенное финальной беседой.
«Сказочный» вариант:
Наверняка летом вы будете находиться в дороге: поезде, машине, самолете.
Чем заняться? Конечно, придумать сказку! Вы можете предложить начало, из
которого будет понятно, что речь в сказке пойдет о «новеньком».
Особенно
хорош сюжет лесной школы, где у каждого зверя свой характер. А на кого похож ваш
ребенок: на зайца, львенка, волчонка? Пусть выбранный зверь отражает его
характер. Но ведь сказка есть сказка: заяц может показать свою храбрость, лев –
уважение к другим, а волк – верность друзьям.
Договоритесь, что каждый
из вас по очереди придумывает только одно предложение. Как и в игровом варианте,
вы должны следить, чтобы в сказке была заявлена и решена какая-то проблема.
Хорошо, если вы придумаете несколько сказок, а наиболее удачные запишите
и попросите ребенка сделать иллюстрации.
Играя и придумывая сюжет,
ребенок как бы проживает момент вхождения в новый
класс. Чем больше играет, тем больше этих «проживаний», причем они
происходят в безопасной для ребенка обстановке. Поэтому к моменту настоящего 1
сентября новичок уже не будет воспринимать эту ситуацию как новую. Это позволит
ему чувствовать себя увереннее, а уверенность – залог успеха.
Подготовить подростков В подростковом возрасте на
передний план выступают отношения со сверстниками, а потому ребята гораздо
придирчивее воспринимают «чужаков». Но не надо этого бояться. Если у вас
доверительные отношения с подростком, он сам задаст вам многие вопросы. А если
нет, то можно вовлечь его во взрослый разговор с друзьями на шашлыках, в поездке
на отдых, за
праздничным столом. Обсудите, кто как запомнил свой первый рабочий день. Расскажите о своих
волнениях в первый день на работе, о знакомстве с коллегами и (обязательно!) о
том, как постепенно вы завоевали в коллективе авторитет и расположение коллег.
Также в непринужденной беседе расскажите о том, как принимали новичков в
вашем классе. Ребенку будет интересен взгляд со стороны, даже если он будет
только слушателем.
Летом можно отправить ребенка в лагерь, лучше в первую или
вторую смены. Это даст ему опыт адаптации и общения с новыми людьми. Однако,
если у подростка свое видение того, как проводить лето, не настаивайте на
лагере.
Не думайте, что в конце августа вы посадите свое чадо на стул
перед собой и скажите: «А теперь я расскажу, как себя вести в новом классе». У
подростка, скорее всего, найдутся в этот момент более важные дела либо он
«включит похрустиста», как говорится в одной из реклам, и пропустит ваши речи
мимо ушей.
Поэтому ненавязчивые рассказы из собственного опыта в течение
всего лета – это то, что нужно.
И помните, если переход в новую школу
волнует подростка,
то он сам будет искать информацию по этому поводу: у друзей, в Интернете, в
фильмах, книгах.
Вопрос о том, можно ли доверять информации, полученной
на различных молодежных форумах в Интернете, остается открытым. Собственно,
информацией это назвать трудно. Но подросток таким образом может узнать, как
говорят о «новеньких» в классе, на что ребята обращают внимание, как его братья
по несчастью рассказывают о своих первых днях в школе.
Все это даст ему
полезную пищу для размышлений. А в подростковом возрасте ребенок уже вполне
способен конструировать ситуации и самостоятельно проигрывать их у себя в
голове. Будьте уверены, он сам сможет найти решения возможных проблем.
Хорошо, если вы сможете доверительно поговорить с ребенком, узнать, что
его волнует и пугает, высказать свое мнение, дать совет и с уважением отнестись
к любому его решению.