Звериное семейство: развитие и
воспитание с помощью любимой игры
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Очень многие дети в один
прекрасный день заявляют “Я котенок” и начинают требовать к себе надлежащего
отношения. Через некоторое время, перепробовав несколько образов животных,
большинство малышей идет дальше и включает в игру всю вашу семью: “Ты, мама, медведица,
папа – медведь, а я медвежонок”. Можно не обращать на эти игры внимания, можно
улыбаться и выполнять требования малыша допрыгать до кухни или полаять. А можно
помочь ребенку развить и усложнить его первые ролевые игры и внести в них и
развивающий, и воспитательный моменты.
- Прежде всего, в этих играх очень просто выучить
названия животных, а вернее тройки названий мама-папа-детеныш. Кроме того
малыш легко запомнит, кто из животных прыгает, ползает, летает и сам неоднократно попробует изображать
все эти действия. Естественным образом усвоятся и звуки животных, и их
предпочтения в еде. Но важно не зацикливаться на кошках-собачках. Поиграйте
в улиток, туканов, китов, ящериц, бабочек и других животных. Если зверь
малышу незнаком – прежде покажите картинки или фрагменты
научно-популярного фильма. И обязательно сходите в зоопарк.
- Хотя ребенок и утверждает “Я - котенок”, замечания
адресованные котенку (“Ох уж этот котенок, опять все вещи разбросал!”
малыш воспримет легче, чем неприятные слова в свой адрес. Поэтому и
договориться таким способом с ребенком проще.
- Игры в зверей очень хорошо помогают тренировать
навыки произвольного поведения. Для маленького ребенка невыносимо ждать,
очень трудно сидеть тихо и неподвижно или передвигаться слишком медленно. Но в
игровой форме он будет прикладывать все усилия, чтобы сидеть в засаде,
прятаться от хищников или достоверно изображать черепашку.
- Вы можете ежедневно проводить веселую зарядку, превращаясь
то в одних, то в других животных. Такие упражнения ребенку вряд ли
наскучат.
- Усложняя сюжеты игр, добавляя необходимые элементы
– еду, жилище, окружающую среду, других животных, охотников вы будете
активно использовать воображаемые предметы, предметы-заместители и
вещи-самоделки. Все это
замечательно развивает воображение и творческую активность.
- “Вызывайте” нужного персонажа, когда ребенок
отказывается что-то делать. Например, ребенок не хочет пить молоко, а
котенок хочет. Ребенок не хочет купаться, а белый медвежонок с радостью
бежит в ванную.
- Дети готовы играть круглосуточно – и не стоит им
мешать. Можно собирать разбросанные вещи, вообразив, что это материал для
вашего гнезда. И вместо того, чтобы упрашивать ребенка лечь в кровать,
позвать его в уютную норку. Но есть и обратная сторона у этой бесконечной
игры – воображение ребенка будет работать не всегда так, как вам нравится.
Попытайтесь справиться с ситуаций изнутри, не разрушайте игру из-за того,
что она пошла не так, как нужно вам.
- Наверняка ребенок с удовольствием будет слушать
книжки о своих любимых животных (не только художественные, но и
познавательные). И если книжка окажется хорошей, большинству детей станет
любопытно, о ком написано на других страницах. В период увлечений
животными повесьте на стену карту “Животный и растительный мир Земли”, так
между делом малыш разберется и в основах географии.
- В животных можно играть и на улице. Несколько деревьев
вокруг детской площадки легко превратятся в джунгли, в которых ребенок
может бегать, лазать, прятаться. А по весенним лужам можно брести,
воображая себя нарвалами, путешествующими по северным морям. С такими
играми и дальняя дорога покажется короткой. И на остановке можно весело
провести время, поджидая добычу – троллейбус.
- Если ребенок регулярно начинает скандалить или
кричать, предложите ему для разнообразия повыть, как волк. Да и
разгневанным родителям можно посоветовать не орать обидные слова, а
порычать. Ребенок поймет, не сомневайтесь. Такая замена человечьего языка
на звериный поможет и выпустить пар, и все-таки не потерять самоконтроль.
И в заключение памятка для
родителей, как играть в животных. Собственно нет нужды что-то выдумывать,
делайте все, что могут делать животные в природе:
- Собирать
строительный материал и сооружать нору, гнездо, убежище.
- Добывать
пищу (сидеть в засаде и кидаться на добычу, щипать траву, ловить
насекомых). Приносить корм детенышам.
- Скрываться
от хищников и охотников (красться, затаиться, прятаться)
- Ходить
(плавать, прыгать, летать, карабкаться) по своей территории.
- Встречать других, дружественных, животных –
наблюдать за ними, взаимодействовать.
- Учить
детенышей.
- Действовать в критических ситуациях – лечить раны,
спасаться от лесного пожара, мигрировать.
|