Многие родители детей 5-6 лет переживают,
как подготовить ребенка к школе, ведь требования при поступлении в 1-й класс
очень высокие. Надеемся, что вам помогут наши рекомендации по обучению детей
чтению и письму.
Подготовку к школе (по любому предмету)
нужно начинать с особого психологического климата, особенно для детей, которые
не ходят в детский сад. Посещающие детский сад дети постепенно привыкают к тому,
что нужно какое-то время выполнять задания педагога, сидеть в классе. А вот
«домашние» дети еще к этому не приучены.
Помните, что ребенок познает мир в игре.
Поэтому постарайтесь, чтобы ваш малыш с интересом начинал занятия. Чем больше
игровых вариантов вы придумаете, тем больших успехов добьетесь.
Как же научить ребенка читать, чтобы после
нашего обучения не пришлось его переучивать?
Часто дети приходят в школу, уже умея
читать. Они выучили буквы под наблюдением взрослых и начали читать.
Однако нередко их учили читать побуквенно. Это значит, что вначале ребенок
(вслух или про себя) называет все буквы в слове, а затем складывает их в слова.
Нередко при таком чтении окружающие слышат: Мэ-а-мэ-а ( мама), Сэ-тэ-о-лэ (
стол) и др.
Дело в том, что ребенка научили названию
букв «а», «бэ», «вэ», а не их звуковому произношению. И о том, что читаем и
пишем мы буквы, а слышим и произносим звуки, знают далеко не все родители. Как
этого избежать?
Купите ребенку яркую «Азбуку в картинках»
или кубики с буквами. Просто называйте буквы, а он пусть повторяет за вами. При
этом произносятся не названия букв («эм», «эс», «эн», «ка»), а звуки («м», «с»,
«н», «к»). Для начала достаточно выучить 8-10 букв, из которых можно составить
самые простые слова: «ау», «он», «кот», «сок» и т.д. Чтобы ребенок запомнил
буквы, подумайте вместе с ним, на что каждая буква похожа. Например, буква «ж»
похожа на жука (нарисуйте жучка с ногами в форме буквы «ж»), буква «с» - на
месяц, буква «д» - на домик, буква «о» - на колесо и т.д. Пусть ребенок
сам подбирает соответствия. Можно заучивать буквы, занимаясь
звукоподражанием. Например: «Как рычит тигр?» -Р-р-р! «Как шуршат листья?» -
Ш-ш-ш!
Для заучивания букв хорошо подходит игра
«Подбери соответствия»: вы показываете ребёнку картинки с изображением разных
животных, птиц и картинки с предметами. При этом предлагаете каждому
животному подобрать предмет, начинающийся с той же буквы. Например,
котику – клубок, белке – булку, медведю – мячик и т.д. Для лучшего
запоминания образа букв, их можно конструировать из пластилина, верёвочки,
палочек, пуговиц. По мере изучения букв, надо учить детей читать слогами:
ма-мо-му-мы, ак-ок-ук-ык. Чтобы придать какую-то систему такому обучению, стоит
приобрести «Кассу букв и слогов» или магнитную азбуку. Они-то и помогут ребёнку
овладеть слоговым чтением. Составляйте слова для чтения. Старайтесь подбирать
слова так, чтобы они были похожи по звучанию, отличались одной или несколькими
буквами, ударением:
Лес – лесок – песок – сок – сон – сын –
сыр – сыч, Замок – замок, Белки
– белки, Ирис – ирис.
После того как дети научатся читать слоги
и слова, можно переходить к чтению предложений и небольших текстов. При чтении
необходимо соблюдать некоторые правила:
- следите, чтобы слоги в словах читались
плавно;
- не допускайте придумывания окончаний
слов ребёнком при чтении;
- шрифт для чтения слов должен быть
крупным;
- предложения и слова – достаточно
простыми по структуре;
- сюжет увлекательным;
- проверять, понимает ли ребёнок то, что
прочитал;
- учите ребёнка соблюдать паузы между
предложениями;
- постепенно переходите к выразительному
чтению текстов (если ребёнок читает уже достаточно быстро).
Пусть в вашем доме всегда будут красивые,
красочные детские книги. Рассматривайте их с ребёнком, при чтении постарайтесь
остановиться на самом интересном месте. Тогда ваш читатель наверняка захочет
узнать продолжение.