При
нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно
пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют
достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и
словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной
форме.
Одни школьники мало читают, поэтому их словарный запас
крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко
используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами,
не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят
является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов
– таких, как «значит», «это», «как бы» – и замена слов жестами.
Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать
сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы
лексики.
Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У
младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут
употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми
предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и
несвязным.
Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в
разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в
сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются подобные
«перлы»: «Отплыв от берега, ноги запутались в тине» или «Отелло
рассвирепело и задушило Дездемону». У старших школьников также вызывает
затруднение выделение общего смысла художественного произведения и
описание характеров главных героев.
Развитие активной речи педагоги, логопеды
и нейропсихологи предлагают вести одновременно в нескольких
направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение
последовательному пересказу и самостоятельному составлению рассказов,
активизацию ассоциативных связей между словами.