Итальянский
психолог Мария Монтессори считала, что каждый ребенок - яркая
индивидуальность со своим внутренним миром и уникальными способностями.
Главная задача педагогов, практикующих эту методику - не заставлять
ребенка делать что-либо, а пытаться заинтересовать его в процессе; не
«лепить» характер малыша, а помочь ему раскрыть его потенциал.
Суть метода состоит в наблюдении за самостоятельным развитием малыша.
Важные принципы методики Монтессори - самовоспитание, самообучение и
саморазвитие. Воспитатель скорее не обучает ребенка, а руководит его
деятельностью.
Цель педагогов - способствовать
развитию внутренней мотивации воспитанников к обучению, их
самостоятельности и самодисциплине. Важная особенность Монтессори-групп
состоит в том, что в них занимаются малыши разного возраста. Сторонники
этой Монтессори-теории утверждают, что это способствует лучшей
социальной адаптации детишек и развивает «чувство локтя». Сама же Мария
Монтессори считала, что дети способны обучать друг друга едва ли не
лучше, чем взрослые.
Монтессори-зоны
Классы Монтессори включают в себя несколько «смысловых» зон. Условно их можно разделить на:
- зону сенсорного развития
Здесь малыш в процессе игры изучает окружающий мир: учится различать свойства предметов (высоту, вес, цвет, длину и т.п.).
- зону умственного развития
Среди
разнообразия наук ребенок выбирает наиболее интересный для него
материал. Здесь дают начальные знания по различным предметам:
математике, естествознанию, языкам...
- зону движения
Физические
упражнения, разработанные в рамках методики Монтессори, помогают
малышам развить координацию движений, равновесие, способствуют
концентрации внимания.
- зону реальной жизни
В этой
зоне малыши учатся самостоятельности: раскрашивают, вырезают, рисуют,
завязывают шнурки и застегивают пуговицы. Все эти действия помогают
развитию моторики: мелкой и крупной.
Попытаемся раскрыть суть методики Монтессори в нескольких словах:
- интерес
Главная задача Монтессори-педагога - научить малыша сосредотачиваться на работе, которая ему интересна.
- индивидуальный подход
Каждый
ребенок - личность. Мария Монтессори считала, что не стоит торопить
его, искусственно «ускоряя» его развитие. Вместе с тем нужно не
упустить момент, и вовремя предоставить ему возможность самореализации.
- свобода выбора
Специалисты,
практикующие методику, считают, что не стоит мешать поиску малыша: он
может начинать делать что-либо, затем бросать это, но со временем
энергия ребенка «перенаправится» на конструктивную деятельность.