С чего начинается жадность?
Ребенок растет жадным, прижимистым, и родителей это очень беспокоит. Им
часто бывает неудобно перед окружающими, которые становятся свидетелями
таких сцен.
— Отломи мне немного шоколадки! Я голодный! – просят мальчугана одноклассники. — Нет! – и шоколад мгновенно убирается или отламывается такой маленький кусочек, что просто стыдно смотреть.
— Можно взять твою игру? – Нельзя! Испортишь!
— Я примерю твою куртку? — Ни в коем случае!
Отношения с людьми портятся, знакомые обижаются не только на ребенка, но и на родителей: они же его таким воспитали!
Жадность как черта характера может развиться у ребенка по нескольким
причинам. Первая из них – недостаток теплых, эмоциональных отношений с
людьми. Это бывает, когда родители воспитывают ребенка в строгости,
ведут себя с ним официально и холодно, никогда его не приласкают.
Ребенку хочется любви, сердечной привязанности, и он находит ее в
общении… с вещами. Он спит с книгой, разговаривает с электронной
игрушкой, он влюблен в свою тетрадку, ласкает свою куртку. Конечно, он
их никому не отдаст. Слово «Мое!» для него священно. Это связано с тем,
что ребенок не может с уверенностью сказать о любимом человеке: «Моя
мама, мой папа, мой брат!» И это сомнение не в родственных узах, а в
душевной привязанности этих людей к нему, в их верности.
Помочь ребенку в этой ситуации могут только родители, если они окружат
его любовью и своим отношением докажут: «Мы всегда с тобой, мы твои!».
Вторая причина жадности – компенсация собственных комплексов.
Ребенок в чем-то отстает от ровесников, он им завидует, однако у него
есть вещи, которых нет у них. Может быть, это компьютерная игра, редкая
книга или тетрадь с отличными оценками, но делиться он этим не будет.
Надо же чем-то уязвить этих красавиц, умников или спортсменов! Он им
завидует, пусть и они ему позавидуют!
В этом случае было бы неплохо выяснить, кому и почему ребенок завидует.
Надо с ним откровенно поговорить и сказать, что белая зависть – это
хорошо, она помогает выявить истинные желания. Только надо не страдать
и не обижать других, а совершенствовать себя, иначе это уже будет
черная зависть. Помогите ребенку наверстать упущенное в той области
жизни, где он чувствует себя неудачником.
Третья причина
жадности – негативный опыт, когда вещь, отданная кому-то на время, была
испорчена, потеряна, уничтожена или просто присвоена безвозвратно. Этот
опыт порождает страх, что такое опять повторится. И аккуратный,
бережливый ребенок, любящий порядок, отдавая кому-то свою вещь,
чувствует себя неуютно: любимый музыкальный диск потеряют, тетрадку
заляпают и не вернут вовремя, а красивую заколку сломают. Поэтому лучше
вообще никому ничего не давать. Так спокойнее! Да, отношения с
товарищами испортятся, но в делах будет порядок.
Чтобы помочь ребенку, поговорите с ним о его страхах.
Спросите, когда он впервые понял, что давать свои вещи другому человеку
опасно? Кто и когда его подвел в первый раз? Что он тогда почувствовал?
Объясните ему, что изредка встречаются непорядочные люди, но это не
значит, что таковы все. Вот, например, он сам. Если ему кто-то даст в
долг тетрадь, как он себя поведет? Приятно ли ему будет, если друг ему
скажет: «Я тебе тетрадь не дам! Ты ее испортишь или потеряешь!» Что он
почувствует? Каково ему, когда его подозревают в нечестности?
Стоит ли делиться?
Некоторые считают, что делиться своими вещами невыгодно, однако они
ошибаются. Вспомните заключение мультфильма «Бабушка Удава»: «Ты
кому-нибудь что-нибудь предложишь – тебе кто-нибудь что-нибудь
предложит». То есть, у ребенка не только улучшаются отношения с
окружающими, но и открывается доступ к их вещам! 1.
Выручая своего товарища, ты заключаешь с ним негласный договор, что и
он тебя выручит, если понадобится. Здесь важно, чтобы все было
справедливо: если кто-то берет твою тетрадь, но свою тетрадь тебе не
дает, то такому человеку помогать не стоит.
2. Даже если ты
очень независимый и тебе не нужны ничьи услуги, вспомни сказку «Кошкин
дом». Кошка отказалась кормить племянников, но когда у нее сгорел дом,
ей пришлось просить у них приюта. Никто не знает, что будет завтра,
поэтому нельзя быть уверенным, что тот или иной человек тебе никогда в
жизни не понадобится.
3. Надо уметь сопереживать другим. Если
рядом кто-то голодает, мерзнет, хочет пить, неужели нельзя с ним
поделиться пищей или одеждой?
4. Если уж совсем страшно
давать кому-то свою вещь, всегда можно сказать: «Эта вещь очень дорога
для меня. Пожалуйста, обращайся с ней аккуратно!». Обычно такую просьбу
выполняют.
5. И все же, если вещь давать уж совсем не
хочется, можно ее не давать и помочь другу другим способом. Нельзя идти
против себя и позволять людям собой манипулировать.
А если тянет к чужому имуществу?
Есть другой вариант жадности, куда более опасный. Это жадность по
отношению к общему или, хуже того, к чужому имуществу. Например, за
общим столом ребенок берет себе как можно больше вкусного, не считаясь
с другими. Школьник на катке прогоняет детей со «своей» территории.
«Это место занято!» – любимое выражение таких людей.
Если в ребенке начинает проявляться такая жадность, некоторые родители считают это практичностью. Подружился с отличником, чтобы списывать домашние задания? Молодец! Выпросил у щедрого мальчика подарок? Тоже молодец!
Таким образом, еще неизвестно, кто более жадный: тот, кто претендует на
чужое имущество, или тот, кто защищает свое. Поэтому во всем надо знать
меру и не отступать от принципа справедливости. Если ребенок будет
чрезмерно щедрым, то это грозит еще большими неприятностями для него
самого и для его семьи.