Сила
притяжения Перед началом урока Катя показала одноклассникам новую
ручку, которую папа привез ей из командировки, – настоящее чудо канцелярской
промышленности. Дети по очереди испытывали луч-указку на ее конце.
Но
когда девочка захотела поразить воображение подруг из параллельного класса на
«продленке»,
ручки в пенале не оказалось. Катя несколько раз осмотрела все отделения рюкзака,
заглянула под стулья и парты, даже сбегала в столовую, хотя была уверена, что не
брала с собой никаких вещей на завтрак. Папиного подарка нигде не было. Каково
же было Катино удивление, когда на следующий день она увидела свою ручку у
одноклассницы.
— Настя, как здорово, что ты ее нашла! Я вчера весь класс
обыскала! – Катя подбежала к подруге и протянула руку в надежде вернуть свою
вещь. Но Настя не собиралась отдавать ручку: — Это мне вчера мама купила. Я
рассказала ей про твою ручку, и мы вечером зашли в магазин.
От такой наглой лжи
Катя растерялась. На ручке была изображена эмблема лондонского отеля, в котором
останавливался папа, и такая ручка не могла продаваться в обычном магазине. Катя
попыталась сказать об этом Насте, но одноклассница резко оборвала ее: — Не
веришь? Спроси у моей мамы!
Разговаривать с Настиной мамой Катя
побоялась. А жаловаться собственным родителям, которые накануне кражи
отговаривали дочку нести в школу броский сувенир, было неловко. Пришлось девочке
расстаться с папиным подарком.
Присваивая чужие ручки, линейки и другие
«мелочи», дети далеко не всегда считают свой поступок воровством. Не сумев
справиться с желанием обладать яркой вещицей, они стремятся «легализовать»
украденное, придумывая правдоподобную историю его происхождения.
Маленький воришка создает две легенды:
одну для истинного хозяина вещи, а другую – для своих родителей. Чтобы уличить
ребенка в воровстве, достаточно сопоставить эти версии. К сожалению, родители
детей, любящих присваивать чужое, не всегда обращают внимание на периодически
появляющиеся у них новые игрушки или канцелярские принадлежности. Именно
равнодушие мам и пап к «найденным» или «подаренным» вещам создает у ребенка
ощущение незначительности содеянного. Однако уважение к собственности других
людей – дело принципа, и границы «своего» и «чужого» не должны меняться в
зависимости от стоимости и размера предмета.
Обсуждая с ребенком чувства
того, кто лишился своей вещи, предлагая представить себя на месте пострадавшего,
вы убережете ребенка от совершения кражи.
Преступление или
наказание? Возвращаясь домой вместе с мамой, Никита увидел недалеко
от подъезда соседского
мальчика Диму, катавшегося на новом велосипеде. Он был на два года старше и
учился в пятом классе, но никакого уважения к нему Никита не испытывал, наоборот
задирал при каждой возможности.
Уж сколько раз из-за этого маму вызывали
в школу, и в кабинете директора мальчики добровольно-принудительно жали друг
другу руки, подтверждая намерение прекратить вражду! Тем не менее, через
несколько дней возникал новый конфликт.
— Посмотри-ка, вон твой «друг»
катается! – мама тоже заметила Диму. – Недавно его отец новую машину купил, а
потом, видимо, решил и сыночку подарок сделать. И откуда у людей столько денег?
На следующий день Никите снова пришлось побывать в кабинете директора. У
Димы пропали кроссовки, и подозрение пало на его давнего «врага». Не выдержав
давления взрослых, мальчик признался, что действительно взял кроссовки. В качестве причины кражи он назвал желание подшутить над Димой, приведя в свое
оправдание следующий аргумент: — Пусть не хвастается своими вещами!
Никита утверждал, что не собирался носить чужие кроссовки, и показал место,
где спрятал их, – за батареей в раздевалке.
Некоторые дети выбирают
воровство в качестве способа наказания своего обидчика. Полагая, что другой
ребенок недостоин обладать той или иной вещью, воришка лишает его собственности.
Кража может быть своеобразной местью, в таком случае юный карманник
выбирает ту вещь, которой жертва больше всего дорожит. Неодобрительные
высказывания родителей в адрес более успешных и состоятельных людей могут
восприниматься детьми как негласное разрешение «грабить награбленное».
Чтобы не подогревать зависть в ребенке, не следует ставить ему в пример
других детей и акцентировать внимание на имеющихся социальных различиях. Важно
научить школьника гордиться профессиями родителей, ценить то, что он имеет, и
тогда чужие вещи станут для него менее привлекательными.
Опасная
зона Когда после тренировки по самбо Егор достал телефон, чтобы
позвонить маме, его друзья недоуменно переглянулись. Еще несколько дней назад у
мальчика был яркий и современный мобильник, а сейчас он держал в руках
громоздкий аппарат десятилетней давности. Оказалось, что в последнее время в
школе Егора у учеников стали регулярно пропадать сотовые телефоны, поэтому
родители попросили его не дразнить воров дорогой вещью и раздобыли где-то старую
модель.
Друзья посочувствовали мальчику и поделились в ответ своими
историями о школьных кражах. Денис рассказал о пропаже новой куртки, у Антона
украли пенал, а Сережке пришлось проститься уже с двумя мобильными телефонами.
Какие меры следует предпринять родителям, чтобы оградить ребенка от
внимания школьных воришек? Неужели нужно одевать свое чадо во что-нибудь
неброское и покупать ему самые дешевые учебные принадлежности? И, наконец, как
научить школьника строить гармоничные отношения
со сверстниками, если он им не доверяет, ни на минуту не забывая о том, что
кто-то из них может оказаться вором? Прежде всего, покажите ребенку собственным примером: не стоит относиться к
уличенным в воровстве школьникам как к законченным преступникам. Как уже
говорилось выше, мотивы детских краж гораздо глубже и многообразнее, чем простая
жажда наживы.
Еще со времен Макаренко известно: поручая нечистому на
руку мальчишке ответственную покупку, можно рассчитывать на то, что он
постарается оправдать доверие. Ругая того, кто стащил у ребенка какую-то вещь,
вы лишь способствуете появлению у воришки еще большей озлобленности и желания
нарушать законы и принципы. Профилактикой детского воровства может быть лишь
проявление искреннего участия и интереса к тем обстоятельствам, которые
заставили школьника взять чужое. Обсудите со своим ребенком ситуации, которые
могут провоцировать его сверстников на кражу. Например, в присутствии детей из
неполных семей не стоит хвалиться папиными подарками. А небрежное отношение к
вещам создает у потенциальных воришек иллюзию их ненужности хозяину. В
заключение стоит заметить, что дети нередко воруют, чтобы своим неблаговидным
поступком привлечь внимание мам и пап к своей персоне. Школьник осознает, что
брать чужие вещи плохо, но так он высказывается против равнодушия взрослых.
В любом случае родителям, столкнувшимся с детским воровством, стоит
понять, в чем, собственно, их вина в такой ситуации.
По статистике,
кражи составляют около 60 % от всех школьных происшествий. 10 % приходится на
вымогательство, остальные 30 % – на драки. Среди украденных вещей лидируют
мобильные телефоны, на втором месте – школьные принадлежности, на третьем –
предметы одежды.