Хорошо известно, что
общительный ребенок пользуется намного большей популярностью у сверстников и
имеет больше шансов на успешную карьеру
и гармоничные отношения в его будущей семье.
Исследования показывают,
что к застенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся в виде
избегания ребенком всего нового, и, в частности, - избегания новых контактов.
Однако, существует еще один мощный фактор.
Робкий ребенок избегает
контактов, потому что у него нет успешного опыта
общения с малознакомыми ему людьми. А такой опыт невозможен без владения
ребенком некоторыми базовыми навыками общения.
Задача родителей –
научить его этим навыкам. Некоторые дети учатся навыкам общения с налету, другим
нужна небольшая тренировка. Это совсем не сложно, так как проблема страха
общения в значительной степени решается умением ребенка уверенно применять всего
3-4 фразы.
1. Научите его знакомиться Умение
знакомиться – уже полдела. Многие дети боятся подойти и познакомиться просто
потому, что не знают что сказать. Прорепетируйте: сначала вы играете роль
ребенка, а он – того мальчика на площадке. «Ты подходишь и говоришь: «Привет,
меня зовут Ваня, а тебя?». Вот и все. «Теперь я – тот мальчик, а ты – подходи и
знакомься со мной, говори «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?».
Если
ребенок повторил за вами, отпразднуйте это, как минимум захлопайте в ладоши и
похвалите. Если он не проявляет желания поиграть с вами в эту игру, предложите
ему другую – разыграйте эту сценку между его любимых кукол (машинок, динозавров
и пр.).
Кроме этого, научите ребенка, когда он произносит заветную фразу смотреть в
глаза, улыбаться (очень важно!) и, для детей постарше, протягивать руку.
2. Научите его присоединяться к группе Многие дети с
интересом наблюдают за группой сверстников, увлеченно играющих неподалеку, но не
решаются подойти и присоединиться. Научите его как.
Дети обожают
инициативных и гибких. Первое качество проявляется в речи фразой «А давайте…», а
второй «Ну, хорошо…».
Точно также как и репетиция знакомства,
проигрывайте эти две фразы в разных вариациях между собой или с игрушками. А
главное, сами проявляйте инициативность и гибкость в жизни, - помните о силе
личного примера.
3. Научите его интересоваться и задавать
вопросы Умение
слушать, особенно активно слушать, - самый редкий и самый мощный из всех
навыков общения. Развитие этого навыка – несомненно одна из главных задач
воспитания детей. Активно слушать – означает проявлять интерес к словам
говорящего и задавать уточняющие вопросы.
Выберите 2-3 темы, которые
интересуют всех детей, например: «увлечения», «друзья», «что ты больше всего
любишь», «музыка»
и т.д. Разучите с ребенком 2-х шаговую технику по каждой теме: первый шаг –
проявление интереса по одной из тем, второй – уточняющий вопрос.
Продемонстрировать свой интерес можно одним вопросом: «Скажи, во что ты
любишь играть?», «У тебя есть друзья?», «Какая группа тебе больше всего
нравится?». Уточняющий вопрос зависит от ответа.
Помогите ребенку
освоить по одной фразе по каждой теме, и прорепетировать с ним несколько
вариантов уточняющих вопросов, чтобы он понял сам принцип уточнения (привязка к
ответу на первый вопрос). Методы те же: роли и личный пример. Главное – покажите ребенку, как слушать не перебивая. Выражайте бурную радость
по поводу каждого, пусть малого, продвижения вперед.
4. Научите
хвалить собеседника Еще пара полезных фраз и ребенок будет удивлен
неожиданным вниманием и доброжелательностью к себе со стороны сверстников (и,
наверняка, восхищением со стороны взрослых).
Эти фразы, как по
волшебству, меняют отношения людей к человеку их произносящему. Они просты, но
обладают огромным по силе потенциалом влияния на собеседника. Вот они: «У тебя
это здорово получается!», «Отличный выбор!», «Как тебе это удалось?!» и тому
подобные. Используйте их сами и учите ребенка. Результат вас удивит.
5. Поощряйте смелость Не забывайте, что на более
глубоком уровне (в отличие от полезных фраз) основное противоядие застенчивости
(и многим другим дезадаптивным моделям поведения) – смелость.
Поощряйте
разумный риск и подталкивайте к нему ребенка во всем и всегда, когда это только
возможно. Особенно, когда ребенок делает что-то в первый раз. Без такого опыта
гармоничное развитие ребенка невозможно.
Девиз смелости и решительности
«Давай попробуем!». Говорите эту фразу (и поступайте соответственно), и она
глубоко засядет в подсознание ребенка, обеспечивая ему жизненные силы и энергию
для решения любой жизненной задачи.
Смелое поведение довольно легко
закрепляется, так как ощущение риска сопровождается возбуждением, делающим мозг
ребенка восприимчивым, и ваша похвала
и радость успеха быстро и прочно фиксирует опыт как правильный.
Два упражнения: Во-первых, выберите три наиболее
полезных для вашего ребенка фразы и отрепетируйте их в ролевой игре, как описано
выше. Применяйте их в собственной речи, чтобы ребенок слышал их от вас и мог
копировать.
Во-вторых, тренируйтесь во дворе, в
гостях, везде где есть возможность. Поддержите ребенка перед «большим
самостоятельным плаванием», повторите фразы (генеральная репетиция), сами стойте
поодаль и знаками подбадривайте и показывайте свое восхищение его успехом. Ваша
роль внимательного и доброго тренера непременно принесет свои плоды.