Антипасха
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название
Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной
горкой. Название Антипасха означает "вместо Пасхи": не
противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его.
С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы,
празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее
впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его
невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает:
"Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра
Его, не поверю" (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и,
свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не
стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его
невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли
действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким
пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Этими словами Фома
исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его
Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви
в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь
Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги
правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в
темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел
ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного
великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На
Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего
свадеб, устраивались гуляния, сватовства. |