Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь
крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все
четыре евангелиста (см. Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин.
12,12-19).
У евреев был обычай: цари и победители въезжали Иерусалим на конях или
ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках
встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах. 9,9),
Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не
как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не
от мира сего (Ин. 18,36), как Победитель греха и смерти. Это царское
прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания,
что страдания Спасителя были вольными.
Вход Господень в Иерусалим |
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название
это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с
ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других
деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех
ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме.
Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило,
пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается
верба, с древних времен стали использовать ее ветви, почему и сам
праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его
название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное
воскресение.
В этот праздничный день, как и в праздник Благовещения Пресвятой
Богородицы, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается
вкушение рыбных блюд.