Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается
чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из
того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель,
Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ,
произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от
Меня и Моя с этой иконой да будет».
В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок
Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.
Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух
о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея
Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли
двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел
в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и
был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской
иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля,
8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских,
взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и
остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и
преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту
Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был
посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где
находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство.
После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы
духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.
Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на
коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час,
когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул.
Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во
сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми
жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она
повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан
спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь
Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам
идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана
на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский
монастырь, а на 26 августа (по новому стилю — 8 сентября) было
установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской
иконы Пресвятой Богородицы.
Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году,
когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей.
Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена.
Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города.
Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско
великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь
осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен
Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет
великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода
татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля).
Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана
Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли
на разных берегах — так называемое «стояние на Угре» — и ждали повода
для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской
Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так
и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая
возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские
полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и
вдруг, помчались прочь без оглядки.
Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году
от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские
полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские
города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал
войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями
Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время
одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот
Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой
Владимирскую икону Божией Матери — главную святыю Москвы — в наказание
Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили
преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не
оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о
прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы
святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую
икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному
Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и
молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение
Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки.
Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие
государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед
военными походами, избрание всероссийских Патриархов.
Таким образом, неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого
являла милость к земле нашей через Свою святую икону «Владимирская». Во
все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли
обращался наш многоскорбный народ к Пресвятой Богородице. И в наши дни,
вспоминая чудесные избавления от врагов в XIV—XVI веках, православные
христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы,
никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну
Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.